Священномученик Иоанн (Честнов)

Краткие биографические сведения

Дата и место рождения: 13 января 1874 г. Московская губерния, Богородский уезд, деревня Запонорье.

Образование: уволен с 4-го курса Московской духовной семинарии в 1904 г.

Служение в Солнечногорском районе: в 1928-1929 гг служил в Михаило-Архангельской церкви села Вертлино. В 1929 г. был арестован, провел в заключении пять с половиной недель и был освобожден. Вернулся в Михаило-Архангельскую церковь в 1930 г.

Рукоположен в иерея  в 1920 г.

Последний арест 23.11.1937г.

Осуждение: 10.12.1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Алма-Атинской области приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

Кончина: расстрелян 13.12.1937 г.

Место: Казахстан

Место захоронения: неизвестно

Канонизация: Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г.

Дни памяти: первое воскресенье после 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской) и 13 декабря по новому стилю (день мученической кончины)

Житие

Отец Иоанн Честнов принадлежал к уникальной, без преувеличения, генерации русского священства. Он был одним из тысячи тех людей, которые приняли решение посвятить себя Церкви не в относительно спокойные и благополучные имперский годы, а в годы самых яростных гонений на веру за всю историю человечества.
Потомственный сельский священнослужитель, он родился 30 января 1874 г. в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова. Как и большинство сыновей деревенских батюшек тех лет, закончил семинарию, работал учителем Закона Божия в различных училищах, служил псаломщиком, а с 1908 года — диаконом. Подробностей о дореволюционной биографии отца Иоанна известно не много.
Его иерейская хиротония состоялась в 19220 году. Странно, что после столь долгого откладывания вопроса о рукоположении он выбрал такой, казалось бы, «неподходящий» год для того, чтобы идти в священники. Сведения о кровавых расправах большевиков и о зверских казнях духовенства приходили тогда изо всех концов страны.
По приблизительным подсчетам, только за время советской антирелигиозной кампании 1919 — 1920 гг. в России было убито 28 арихиереев, несколько тысяч священников и монашествующих и около 12 тысяч мирян. отец Иоанн, конечно, не могу не знать, на что шел. Но почему-то перспективу «залечь на дно», «пересидеть» гонения он отмел.
За годы своего священнического служения отец Иоанн не приобрел ничего из того, что обычно составляет «капитал» приходского батюшки. У него не было ни постоянного прихода, ни сколь-нибудь значительного числа доверенных «духовных чад», на которых можно было бы опереться в трудной жизненной ситуации. У него не было ни хозяйства, чтобы прокормиться, ни даже собственного жилья. Некоторое время, впрочем, была корова, но в 1930 году, когда священник в очередной раз не смог внести государству налога, она была «конфискована в счет причитающихся недоимок».
В условиях повсеместного закрытия храмов большевиками, епископы постоянно переводили отца Иоанна с прихода на приход, так что к концу 1920-х гг. его образ жизни напоминал «кочевой». По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 года отец Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Клинского уезда Московской губернии ( сейчас — д.Вертлино Солнечногорского района Московской области). Здесь отец Иоанн в 1929 году был в первый раз арестован. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден.
Вскоре после выхода на свободу епископом Воскресенским Иоанном (Васильевским) 24 января 1930 года отец Иоанн был переведен в Успенский храм села Гжель Раменского района Московской области. В это время приход церкви вел борьбу за сохранение храма ха верующими. Чтобы оформить закрытие храма «законным путем», власти решили арестовать клириков.
На помощь пришли лжесвидетели из числа жителей села. В октябре 1930 года они дали следователю ОГПУ показания об «антисоветской деятельности» настоятеля гжельской церкви отца Александра Виноградова и священника Иоанна Честнова. Эти лжесвидетельства подтвердил диакон Солертовский, служивший в одном храме с отцом Иоанном и отцом Александром. Солертовский процитировал «антисоветское» высказывание отца Иоанна: «…Несмотря на эти гонения, все же вера православная не угаснет и после гонения восторжествует».
Эти и другие слова священника диакон представил как «антисоветскую агитацию», добавив, что «попы Честнов и Виноградов при всяком удобном случае используют религию во вред существующему строю». В результате 31 октября 1930 года отец Иоанн был арестован и 1 ноября допрошен.
На вопросы следователя священник, по завету апостола Павла, давал подробные ответы » с кротостью и благоговением»:
» На заданный мне вопрос относительно современного положения и существующей власти отвечу. Всякая власть дается от Бога, поэтому-то Бог в наказание за наши грехи и посылает власть. Народ достоин той власти, которая ему послана Богом. Если народ творит беззаконие, то Господь для исправления посылает тяжелую власть, и до тех пор, пока народ не обратится к Богу, ниспосланная Им власть будет продолжаться долго, а когда народ замолит свои грехи перед Богом, то существующая власть дойдет до такого положения, когда она сама придет к Богу и изменит свое отношение к религии, и тогда народ этот будет достоин своей власти.
Для пояснения вышесказанного укажу свое мнение… В известный период на душу человека налетает нечто вроде пепла, отчего душа и сознание затемняются, человек теряет веру в Бога. Но это явление временное, так как если это затемнение проходит, то человек, именовавший себя безбожником, становится верующим. Как на пример из Священного Писания укажет на святого апостола Павла, который был гонителем веры Христовой, а потом стал ревностным проповедником учения Христа…»
Следственное дело с поразительно точностью зафиксировало, как тщательно и аккуратно отец Иоанн излагал свои палачам православный катехизис. Словно надеялся, что и они, подобно апостолу Павлу, перестанут гнать веру Христову и будут вместе с ним проповедовать Евангелие… Он словно пытался донести до тех, кто его допрашивал, суть евангельских истин. Словно надеялся, что они смогут его понять…
«Мои беседы и ответы верующим я суммирую следующими словами: народ делает зло друг другу, и я как пастырь хотел привести народ к миру. Мои призывы и беседы имели целью вразумить народ и привести их к вере Христовой, так как если вера Христова укрепится,, то и существующая власть также подойдет к этой вере, и вот тогда-то и установится власть, угодна Богу…»
Трудно судить, чем отозвались слова священника в душах следователей… Возможно, у кого-то из чекистов не повернулась рука подписать расстрельный приговор? Так или иначе, на основании следственных материалов 22 ноября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила его к трем годам ссылка в Казахстан.
После отбытия срока наказания отец Иоанн вернулся в Московскую область. Поскольку проживать в стокилометровой зоне от Москвы ему было запрещено, он поселился в городе Можайске, где был священноначалием назначен служить в Вознесенский храм города. В январе 1934 г. Вознесенский приход, точно так же, как и предыдущее место служения отца Иоанна, был определен властями к закрытию.
Началась длительная тяжба между прихожанами и органами советской власти. Сохранилось письмо-заявление общины Вознесенского храма, направленное 21 августа 1934 г. в Московский областной исполнительный комитет в отдел по вопросам культа. В нем прихожане рассказывают о том, как в их православный храм власти направили священников из обновленческой «Живой церкви».
Обычная по тем временам ситуация — передать храм обновленцам, а затем закрыть его за неимением прихожан… Впрочем, попытка применить подобную практику в Можайске обернулась из ряда вон выходящей трагикомедией. По словам прихожан, поведение обновленческих «священников» не укладывалось в рамка какой бы то ни было, даже советской, морали:
«Для своего существования он (первый «священник» от обновленцев, присланный властями в храм) дерзнул некоторые церковные вещи продать и тем самым подпасть под уголовное дело, скрылся, поставив на свое место заместителя, который от чрезмерного употребления алкоголя и голода лишился жизни и был найден семидневным трупом в подполе церковной сторожки, какового, к великому прискорбию и низости обновленцев, милиция города Можайска хоронила за свой счет.
Это было в январе 1934 г., тогда же в январе был зарегистрирован третий их священник Максимов, который, приняв еще при жизни покойного ценности храма и ключи, не показываясь верующим, не передав ключи в районный исполнительный комитет, с ключами уехал в Москву неизвестно для какой цели…»
Несмотря на старания прихожан, храм так и не вернули Православной Церкви и оставили за обновленцами-пройдохами.
Отцу Иоанну пришлось снова искать себе место. Он обращался к разным владыкам, однако получал отказы — «храмы один за другим закрываются, много безместного духовенства»… Наконец, 10 марта 1935 г. отец Иоанн был назначен на служение в Михайло-Архангельский храм города Талдома Московской области.
На праздник Пасхи 1935 г. власти запретили отцу Иоанну, как и другим священникам, совершать обход домов верующих с молебнами. Начиналась очередная кампания по искоренению религии…
В светлый понедельник отец Иоанн пришел по приглашению церковного старосты Волкова к нему в дом на чаепитие. Кроме отца Иоанна присутствовали и прихожане храма. Был там и прихожанин с говорящей фамилией Агентов, — он нес на приходе послушание: занимался изготовлением свечей… За чаем зашел разговор о современных событиях в мире, о воспитании детей.
19 мая 1935 г. Агентов дал показания следователю НКВД и рассказал о подробностях пасхального чаепития:
» За чаем возник разговор на политическую тему, в процессе которого Честнов произнес антисоветскую по содержанию речь: если бы русский народ твердо держался своей православной веры и был бы вооружен духом русского патриотизма, тогда бы не посмела советская власть арестовать ни одного нашего священника, потому что народ единодушно, все как один вышли бы на защиту духовенства. Русский народ попал под пагубную агитацию большевиков, забыл свою православную веру и потерял дух патриотизма.
Германия так сильна потому, что в ней силен дух патриотизма, сильна любовь к своему отечеству. Во все странах Европы каждая нация, каждая религиозная группа дорожит и поддерживает свою самостоятельность… Честно делал вывод о неизбежности войны, заявляя, что вся международная политика сейчас сводится к тому, чтобы заставить Германию уничтожить большевизм, ибо она является виновницей этого, потому что они в Россию привезла в запломбированном вагоне товарища Ленина.
Продолжая говорить, Честно заявил: сейчас Германия под давлением всех держав должна начать войну против СССР, а за ней пойдут все остальные державы, имея одну цель — уничтожить большевизм, который угрожает всему миру».
В тот же день, 19 мая, отец Иоанн был арестован. На обороте ордера на арест он написал: «Прочитанное мне настоящее постановление подписывать отказываюсь, так как в предъявленном мне обвинении, изложенном в настоящем постановлении, виновным себя не признаю».
Возведенные на него обвинения в «антисоветской агитации» отец Иоанн отрицал. Во время заключения отцу Иоанну было устроено три очные ставки со свидетелями, в том числе с прихожанами, бывшими у него на исповеди. Все как один подтверждали слова Агентова об антисоветской агитации….
После окончании следствия отца Иоанна перевели в Бутырский изолятор в городе Москве. Там 8 июня 1935 г. тройка НКВД приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан.
Наказание отец Иоанн отбывал на станции Чу Чуйского района Казахской ССР. Уже будучи в ссылке, 23 ноября 1937 г. он был арестован Чуйским районными отделением НКВД. В отличие от прошлого ареста, на этот раз следователи не утруждали себя детальными «расследованием». В 1937 г. для того, чтобы расстрелять священника, «доказательства» уже не требовались.
Допрос был кратким:
— Следствие располагает достаточными материалами, что вы вели, будучи в ссылке, антисоветскую работу. Дайте следствию правдивые показания.
— Повторяю, что, будучи в ссылке, я не вел никакой антисоветской работы, а поэтому и дать каких-либо показаний не могу.
На этом допрос и следствие были закончены. 4 декабря было составлено обвинительное заключение, где сказано, что «Честнов, отбывая ссылку в Чуйском районе, занимался нелегально исполнением религиозных обрядов, среди населения вел антисоветскую агитацию».
10 декабря 1937 г. тройка УНКВД Алма-Атинской области приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Священник Иоанн Честнов была расстрелян 13 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Отец Иоанн причислен к лику святых Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г.

Иоанн Честнов