Преподобномученик Ксенофонт (Бондаренко)

Краткие биографические сведения

Дата и место рождения: 13 мая 1886 г., Воронежская губерния, Валуйский уезд, село Никитовка.

Образование: Копано-Никитовское народное училище

Служение в Солнечногорском районе: с 1933 по 1935 гг. служил в Никольском храме села Алексеевское.

Рукоположен в иерея: в 1926 г.

Последний арест 20.11.1937 г.

Осуждение: 7.12.1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

Кончина: расстрелян 10.12.1937 г.

Место: Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон»

Место захоронения:  Московская область, поселок Бутово, «Бутовский полигон».

Канонизация:  Определением Священного Синода от 17 августа 2004 г.

Дни памяти: первое воскресенье после 7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской), 4-я суббота после Пасхи (Собор новомучеников, в Бутове пострадавших) и 10 декабря по новому стилю (день мученической кончины)

Житие

Преподобномученик Ксенофонт ( в миру Константин Андреевич Бондаренко) родился 13 мая 1886 г. в селе Никитовка Валуйского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. Окончив Копано-Никитовское народное училище, он помогал отцу по хозяйству. 21 января 1910 г. Константин поступил в Троице-Сергиеву Лавру; 28 мая 1916 г. он был зачислен послушником, а 15 июня того же года пострижен в мантию с именем Ксенофонт и состоял келейником наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова). В 1918 г. монах Ксенофонт был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 г. — во иероманаха.

После закрытия в 1919 г. Лавры отец Ксенофонт остался в ней в качестве слесаря при Комиссии по охране памятников искусства и старины. в 1924 г. он переехал в Петроград и работал на разных заводах механиком, но затем вернулся в Москву и был священноначалием направляем в храмы, где была нужда в священникке. В 1932 г. отец Ксенофонт служил в храме села Михайловского Звенигородского района Московской области. Имея желание остаться здесь служить постоянно, он подал свой паспорт в сельсовет, но председатель сельсовета, увидев, что священник в паспорте записан рабочим, так как получил его во время работы на заводе, отослал паспорт в ОГПУ.  Отцу Ксенофонту из опасения преследований пришлось возвратиться в Москву, и он был направлен в храм в селе Коньково под Москвой, где прослужил около года, пока не стало ясно, что ОГПУ собирается его и здесь арестовать. Во избежание ареста священноначалие направило его в Никольский храм в село Алексеевское Солнечногорского района Московской области.

Современная Никольская церковь в селе Алексеевском была построена совсем недавно — в 2003-2004 гг., на средства прихожан. Прежде в селе стоял бревенчатый рубленный храм, построенный в 1778 г., но сейчас от него на территории, обнесенной оградой, остались лишь четкие следы алтарной части, четверика, колокольни…

Село Алексеевское Звенигородского уезда упоминается в летописи впервые под 1627 г. как вотчина стряпчего Сытного двора Никиты Полубоярова. Уже в это время там значилась церковь Николая Чудотворца. В 1668 г. при новом владельце, Иване Никитиче Полубоярове, церковь была полностью перестроен. В XVIII веке село переходит к Татищевым, при которых была выстроена новая и последняя деревянная церковь в Алексеевском. Бревенчатый одноглавый храм с колокольней был оштукатурен и побелен. Этот храм был срублен по тому же типу, что и в Кижах, и это сделало его очень прочным, но лишь против природных условий.  Устоявший даже во время войны, когда по Ленинградскому направлению шли тяжелейгие бои, когда село было захвачено фашистами и сожжено, храм был разобран на бревна позже, в 1950-х гг., — потребовалис бревна для колхозного амбара.

В 1997 г. территория храма была обнесена забором, а рядом с местом, где был алтарь, местные жители поставили маленькую деревянную часовню.

Отец Ксенофонт был арестован 12 марта 1935 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

— Ряд лиц из села Алексеевское при допросе нам показали, что вы за период проживания в селе Алексеевском среди крестьян вели разговоры на политические темы и не советовали им входить в колхоз. Вы подтверждаете это? — спросил отца Ксенофонта следователь.
— Разгворов на политические темы с крестьянами я не вел и относительно колхозов с ними не разговаривал.
— Федору Григорьевичу Гусеву вы не советовали входить в колхоз. Верно это?
— Наоборот, я ему советовал вступить в колхоз.
— Вы с Гусевым вели беседы о колхозной жизни?
— Да, я с Гусевым о колхозной жизни говорил раза два и советовал ему вступить в колхоз.
— Странно получается, что вы одновременно являлись активным пропагандистом религиозных убеждение и агитировали крестьян вступать в колхоз. Получается, что вы противоречите сами себе.
— Я считаю, что колхоз Церкви не мешает, — ответил священник.
— Бондаренко, граждане села Алексеевское подтверждают, что вы занимались антисоветской деятельностью. По-вашему, они лгут, наговаривают на вас?
— Виновным себя в антисоветской агитации не признаю.
— Что же, по-вашему, люди на вас все наговаривают, лгут?
— На этот вопрос я ответить не могу.

21 марта 1935 г. следствие было закончено. Иеромонах Ксенофонт обвинялся в том, что «среди крестьян села Алексеевское систематически вел антисоветскую агитацию, обрабатывал крестьян в антисоветском духе, распространял провокационные слухи о гибели советской власти; в результате этой деятельности колхоз в селе Алексеевском к началу 1935 г. оказался в глубоком прорыве».
31 марта 1935 г. Особое Совещание при НКВД приговорило отца Ксенофонта к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Темлаг в город Потьму, где провел все время заключения. В августе 1937 г. он вернулся из Темниковского лагеря и поселился в городе Александрове Владимирской области, ближе к Москве ему как вернувшемуся из заключения запрещено было жить.
В это время уже начинались широкие гонения на Русскую Православную Церковь и сотрудники НКВД собирали сведения и следили за всеми, кто, с их точки зрения, подлежал аресту, а это в первую очередь было духовенствою Поэтому посещение отцом Ксенофонтом в Загорске бывшего наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова) не осталось незамеченным. Он посетил архимандрита 19 сентября, заехал к нему как к своему старому другу и единомышленнику, чтобы рассказать о своем аресте и о жизни в заключении. Рассказ произвел такое впечатление, что старец стал его утешать и призывать к терпению, так как в то время повсеместно пастыри терпели гонения и притеснения от безбожных властей. После этого визита отец Ксенофонт посещал архимандрита Кронида еЩе несколько раз и, в частности, был у него и 20 ноября 1937 г., когда отец Кронид и его келейник были арестованы. Застав в доме отца Ксенофонта, сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля,а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и иеромонаха Ксенофонта. Все арестованные монахи была заключены в Таганскую тюрьму в Москве.
-Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной монархической монашеской группы. Вы подтверждаете это? — спросил отца Ксенофонта следователь.
— Нет, не подтверждаю, — ответил отец Ксенофонт.
— Следствие располагает точными данными о том, что вы вели антисоветские разговоры на квартире Кронида против выборов в Верховный Совет. Следствие требует от вас правдивых показаний.
— Даю совершенно правдивые показания, что я нигде не говорил против выборов в Верховный Совет и никакой антисоветской деятельностью не занимался.
На этом допросы были окончены 7 декабря 1937 г. тройка НКВД проговорился отца Ксенофонта к расстрелу. Иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Иеромонах Ксенофонт реабилитирован Президиумом Московского областного суда 14 ноября 1958 г.
17 августа 2004 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

Ксенофонт Бондаренко